Прошлое
Need for Speed
(PC, 3DO, PlayStation, Sega Saturn)
Первый эпизод Need for Speed студия EA Canada (в девичестве
Distinctive Software) выпустила в 1994 году. Полное имя игры звучит как
Road & Track Presents: The Need for Speed. Добиваясь максимального
по тем меркам реализма, разработчики сотрудничали с автомобильным
журналом Road & Track, специалисты которого помогли грамотно
настроить звук двигателей и сделать поведение автомобилей более
правдоподобным. Впрочем, главными достоинствами Need for Speed стали
полицейские погони в потоке машин, длинные трассы в разных частях
планеты и роскошные автомобили. В комплекте с легендарными болидами от
именитых производителей (включая Lamborghini Diablo) шли фотографии и
даже видеоролики с участием реальных машин. В гонках по Альпам,
побережью и городским магистралям игроки проводили многие дни, недели и
месяцы.
Need for Speed 2
(PC, PlayStation)
После триумфальной первой части вышедший в 1997 году сиквел
разочаровал многих поклонников. Разработчики сохранили живописные
трассы и достойную подборку машин в комплекте с видеороликами и
панорамными фотоснимками интерьера, но почему-то убрали из игры
полицейских. Кроме того, EA Canada сделала шаг в сторону от реализма,
что тоже понравилось далеко не всем. Ситуацию не исправил даже выход
специального издания Need for Speed 2: Special Edition в том же 1997
году. Оно расширило набор автомобилей и трасс, добавило поддержку
технологии 3D-акселерации 3dfx Glide, но копов в игру не вернуло.
Need for Speed: V-Rally
(PC, PlayStation, Nintendo 64, Game Boy Color)
Need for Speed: V-Rally 2
(PlayStation)
Вообще, 1997 год оказался необыкновенно урожайным на проекты под
вывеской Need for Speed. Кроме полноценной второй части вкупе со
специальным изданием свет тогда увидел раллийный симулятор Need for
Speed: V-Rally. На самом деле ничего общего с оригинальной серией он не
имеет. Просто, получив права на издание в США европейской игры V-Rally,
компания Electronic Arts из маркетинговых соображений решила прикрутить
к названию бренд Need for Speed. С консольной V-Rally 2, появившейся в
1999-м, она поступила точно так же. Интересно, что версию для Dreamcast
издавала уже не EA, а Infogrames Europe, у которой в запасе была своя
раскрученная торговая марка. В результате обладатели печально
знаменитой приставки Sega получили не V-Rally 2, а Test Drive V-Rally.
Need for Speed 3: Hot Pursuit
(PC, PlayStation)
Развитие основной линии Need for Speed продолжилось в 1998 году
проектом Need for Speed 3: Hot Pursuit. Наслушавшись «ласковых» отзывов
по поводу отсутствия стражей порядка во второй части, весь третий
эпизод разработчики целиком посвятили полицейским погоням. Игрок не
только убегал от преследователей, которые по сравнению с первым
проектом серии стали значительно умнее и изобретательнее, но и сам мог
выступить на стороне полиции. Авторы даже включили в игру полицейские
модификации спортивных машин.
Need for Speed: High Stakes
(PC, PlayStation)
Появившаяся в 1999 году Need for Speed: High Stakes, оправдывая свой
подзаголовок («Высокие ставки»), добавила в серию азарта. Полицию и
режим Hot Pursuit авторы предусмотрительно сохранили, так что
возможность поиграть в кошки-мышки с копами осталась. Но кроме него они
добавили полноценный турнир с финансовой системой. Одерживая победы,
игрок зарабатывал деньги, необходимые для покупки и совершенствования
машин. Самой же удачной находкой авторов стали заезды, в которых
победитель забирал автомобиль побежденного – права на ошибку в них не
было, и страсти накалялись добела. Хуже всего приходилось домочадцам,
которые имели неосторожность чем-то отвлечь игрока во время
ответственной гонки...
Need for Speed: Porsche Unleashed
(PC, PlayStation, Game Boy Advance)
После осторожного поступательного развития серии в Hot Pursuit и
High Stakes студия EA Canada вновь решилась на смелый эксперимент. В
2000 году из-под ее пера вышел автосимулятор Need for Speed: Porsche
Unleashed, значительно отличающийся от своих предшественников.
Многообразие автомобилей, прославившее серию, сменилось автопарком
машин лишь одной марки – Porsche. Зато моделей авторы подготовили
предостаточно. В игру попали «порши» из разных эпох: от ретромобилей
1950-х до суперкаров 2000-го. При этом управлялись все машины
по-разному, поскольку достоверной имитации их поведения авторы уделили
самое пристальное внимание. Интересно, что даже при таком крене в
сторону симулятора EA не рискнула убрать полицию, хотя погони остались
только в режиме Factory Driver и перестали занимать центральное место.
Need for Speed: Motor City
(PC)
Многопользовательский онлайновый проект Need for Speed: Motor City,
запущенный в 2001 году и более известный под именем Motor City Online,
стал первой попыткой Electronic Arts вывести свою серию в Сеть.
Конечно, мультиплеер был и в других эпизодах, но Motor City посвящался
коллективным гонкам целиком. По задумке авторов игроки должны были
приобретать и «прокачивать» машины (преимущественно американские
мускулкары 30-70-х гг. XX столетия) и соревноваться на них в гонках
друг с другом. У MMORPG разработчики заимствовали идею повышения
уровней и «живой» экономики, но как следует все это так и не
заработало. Камнем преткновения стала техническая реализация заездов –
из-за лагов управлять машинами на большой скорости оказалось более чем
проблематично. Отсутствие грамотного подогреваемого интереса к проекту
тоже сыграло свою роль, и в августе 2003 года «Город моторов» заглох
навсегда.
Need for Speed: Hot Pursuit 2
(PC, PlayStation 2, Xbox, GameCube)
Вышедшая в 2002 году Need for Speed: Hot Pursuit 2 завершает
классический период в истории Need for Speed. И завершает без особой
помпезности. Будучи первой игрой серии для шестого поколения консолей,
Hot Pursuit 2 отличается от оригинальной Hot Pursuit в основном лишь
внешностью. Те же погони по разнообразным трассам с альтернативными
маршрутами, та же возможность ощутить себя в шкуре копа – проекты
разнятся лишь в мелочах. Так, игрок-полицейский в этом эпизоде мог
«заказывать» ленты с шипами и заграждения для блокирования дороги. Зато
сами трассы оказались на порядок скучнее, чем в оригинальной Hot
Pursuit.
Настоящее
Need for Speed: Underground
(PC, PlayStation 2, Xbox, GameCube, Game Boy Advance)
Дебют Need for Speed: Underground в 2003 году ознаменовал тотальную
«перезагрузку» серии. Авторы отринули весь предыдущий опыт и взялись за
популяризованную кинематографом тематику нелегальных уличных гонок.
Underground – это стремительные заезды по ночным городским улицам на
сверкающих неоном и хромом «заряженных» спорткарах. Именно в этом
эпизоде впервые появляется мощная система тюнинга, позволяющая менять
как внешний вид, так и характеристики машин – возможные комбинации
декоративных элементов исчисляются здесь миллионами. Кроме того, в
Underground появился пусть примитивный, но все же сюжет – история о
водителе, прокладывающем себе путь к вершине теневого гоночного олимпа.
А вот полиция исчезла…
Need for Speed: Underground 2
(PC, PlayStation 2, Xbox, GameCube, Game Boy Advance, DS)
В 2005 году Underground получил продолжение, в котором главный герой
доказывает свою «крутость» в другом мегаполисе, заодно пытаясь
поквитаться с гонщиком, разбившим его машину. Всесторонний тюнинг,
сверкание неоновых огней и отличное чувство скорости вкупе со
стритрейсерскими режимами вроде дрэга и дрифта остались. К ним
добавилась возможность свободно колесить по городу и участвовать в
состязаниях огромных джипов, которые разрешалось модернизировать на
свой вкус, как и любой другой автомобиль. О стражах порядка авторы
вновь забыли.
Need for Speed: Most Wanted
(PC, PlayStation 2, Xbox, Xbox 360, GameCube, Game Boy Advance, DS)
Прогулявшие два эпизода полицейские вернулись только в 2005 году в
Need for Speed: Most Wanted, где они даже стали полноценными героями
сюжета. История строится на противостоянии главного героя и сержанта
Кросса, хотя в основе игры опять лежат уличные гонки. Правда, на этот
раз дневные. Копы в игре наделены практически теми же полномочиями, что
и в Hot Pursuit 2: они блокируют дорогу, используют вертолет и
растягивают на трассе шипы. Активность полиции зависит от того,
насколько велик ее интерес к нарушителю. Помимо многочисленных
достоинств, перенятых у дилогии Underground, эта часть Need for Speed
примечательна еще и оригинальными роликами с участием живых актеров.
Need for Speed: Carbon
(PC, PlayStation 2, PlayStation 3, Xbox, Xbox 360, GameCube, Game Boy Advance, DS, PSP)
Сержант Кросс вновь появляется на горизонте в Need for Speed: Carbon
2006 года выпуска, но уже как уволившийся из полиции «вольный охотник».
В целом же игра посвящена соперничеству не отдельных гонщиков, а целых
группировок. В свою команду пользователь может брать различных
специалистов, которые открывают альтернативные маршруты, сбивают со
следа полицию и помогают другими способами. Гонки при этом проходят не
только в городе, но и за его пределами в извилистых каньонах. В Need
for Speed: Carbon впервые появляется технология Autosculpt, позволяющая
игроку изменять форму отдельных деталей машины на свое усмотрение.
Need for Speed: ProStreet
(PC, PlayStation 2, PlayStation 3, Xbox 360, Wii, DS, PSP)
В ProStreet, вышедшей в 2007 году, авторы впервые после Underground
рискнули отказаться от нелегальных уличных гонок и сделали робкий шаг в
сторону автоспорта. Заезды в игре проходят на специальных трассах, где
водителям не мешает полиция, а машины при столкновениях получают
повреждения (во всей стритрейсинговой ветви автомобили практически не
бились). Однако эта попытка освежить серию оказалась далеко не самой
удачной, и виной тому отталкивающе неправдоподобное поведение машин.
Неадекватность управления загубила все благие начинания.
Need for Speed: Undercover
(PC, PlayStation 2, PlayStation 3, Xbox 360, Wii, DS, PSP)
Заключительный эпизод стритрейсинговой эпохи в ее первозданном
обличии – Need for Speed: Undercover – появился в магазинах в 2008
году. О том, что тема изжила себя, говорят прохладные отзывы критиков и
такая же реакция поклонников. Авторы реализовали в игре довольно
большой простор для гонок, но огромный город Три-Сити не предложил
своим обитателям практически никаких по-настоящему свежих аттракционов.
Все тот же тюнинг, все те же гонки, ставшие к тому же значительно
проще, – тоска, да и только.
Будущее
Но EA была бы не EA, если бы не придумала, как в очередной раз
переломить ситуацию. Чтобы не терять, а, наоборот, преумножать
аудиторию, она решила бить по площадям. На 2009 год запланирован релиз
сразу трех эпизодов Need for Speed, которые – теоретически – придутся
по душе и поклонникам стритрейсинга, и ценителям серьезного автоспорта,
и любителям онлайновых многопользовательский соревнований.
Need for Speed: Shift
(PC, Xbox 360, PS3)
Первой из троицы 17 сентября 2009 года выйдет Need for Speed: Shift,
разработанная не канадской студией EA, как все предыдущие эпизоды (EA
Black Box – это часть EA Canada), а лондонской командой Slightly Mad. В
нее входят специалисты, трудившиеся над серьезными симуляторами GTR 2 и
GT Legends, и сама Shift также будет именно автосимулятором, а не
аркадной гонкой. Игрокам предстоит участвовать в заездах на специальных
трассах в городах и на реально существующих треках, управляя
реалистично смоделированными автомобилями. Особое внимание разработчики
уделяют виду из глаз гонщика, который должен обеспечить пользователям
совершенно новые ощущения от виртуального вождения.
Need for Speed: Nitro
(Wii, DS)
На 17 ноября запланирован релиз Need for Speed: Nitro от EA
Montreal. Игра позиционируется как «казуальный» гоночный проект для Wii
и DS, в котором будет тюнинг, полиция и заезды в классических режимах
вроде «спринта», «нокаута» и тому подобных. Оформляется Nitro в
мультипликационном стиле, а представленные в игре автомобили являют
собой нарочито диспропорциональные версии реально существующих машин.
Need for Speed World Online
(PC)
Наконец, в абстрактном четвертом квартале в США и Европе состоится
запуск многопользовательской онлайновой гоночной игры Need for Speed
World Online, которая продолжает традиции Underground и ее
последователей в Сети. Игроки смогут общаться и соревноваться друг с
другом на лицензированных автомобилях, среди которых будут Lamborghini,
Porsche и Lexus. Среди доступных в World Online территорий заявлены
города Палмонт и Рокпорт, фигурировавшие в Need for Speed: Carbon и
Need for Speed: Most Wanted соответственно.
|